Иудаизм и контрацепция

Новая статья по теме религиозных взглядов о контроле рождаемости (дубликат, оригинал на основном сайте «Независимый исследователь»).

star_of_davidИудаизм — национальная религия еврейского народа. Рождение детей в иудейской семье рассматривается как исполнение заповеди «плодитесь и умножайтесь», которая понимается в иудаизме как заповедь об умножении еврейского народа. В традиции иудаизма эта заповедь считается данной мужчинам. Авторитетные тексты иудаизма разрешают женщинам в определенных случаях использовать контрацепцию. Иудаизм в целом допускает ограниченное применение контроля рождаемости, хотя рождение детей очень ценится после массового истребления евреев во время Холокоста. Современные направления иудаизма неодинаково регламентируют случаи допустимости использования контрацепции и выбор ее методов.

Сексуальные отношения и брак

jewish-wedding

Еврейская свадьба

Традиция иудаизма не выделяет рождение детей в качестве основной цели брака. В отличии от христианской традиции, иудаизм не ассоциирует сексуальность с грехом и не рассматривает воздержание как превосходящее состояние, а секс — как необходимость продолжения рода. В иудейской традиции целью брака является прежде всего единение супругов. Такое понимание основано на словах Торы: «покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой» (Берейшит/Бытие 2:24). Целью сексуального союза в иудейской традиции является интимная близость сама по себе. При этом сексуальное удовлетворение жены является даже обязанностью мужа, согласно заповеди: «ее пропитания, облачения и супружеского общения с нею [букв. совокупления] не должен лишать ее» (Шмот/Исход 21:10)[1][2][3]. Эта обязанность мужа вступать в сексуальные отношения с женой называется в иудаизме «мицва онах» (транслитерация на английском языке с иврита: mitzvat onah).

Хотя деторождение не считается в иудаизме основной целью брака, иудаизм традиционно ожидает, что в еврейской семье будет исполнена заповедь об умножении народа «плодитесь и умножайтесь». Однако, эта заповедь  рассматривается в иудейской традиции обращенной к мужчинам[1][2][3][4][5]. Строго говоря, заповедь рождения детей в традиции иудаизма вообще не обращена к женщинам. Некоторые иудейские авторы объясняют отсутствие такой заповеди для женщин тем, что женщины естественным образом склонны иметь желание рождать детей[1]. Вместе с этим, отсутствие такой заповеди для женщин служит в иудейской традиции аргументом в пользу допустимости, когда это необходимо, применять контрацепцию женщинам[5].

Талмуд и раввинистическая традиция

Количество детей

hillel_shammai

Гиллель и Шаммай

Интерпретируя Тору, иудейские законоучителя рассматривали, в каком случае заповедь «плодитесь и умножайтесь» можно считать исполненной[5]. Школа крупного иудейского мудреца Гиллеля (годы его жизни: конец 1 в. до н.э. — начало 1 в. н.э.) учит, что эту заповедь можно считать исполненной, когда в семье родился один сын и одна дочь[1][4]. Но возникает вопрос, как много нужно рождать детей, если они рождаются одного пола? Некоторые раввины считают, что в любом случае рождения троих детей достаточно. Однако, другие раввины считают, что, если в семье родилось несколько мальчиков, заповедь не будет полностью исполнена, пока не родится хотя бы одна девочка[1].

Школа другого крупного иудейского мудреца Шаммая (годы его жизни: 2-я пол. 1 в. до н.э. — начало 1 в. н.э.) учит, что для исполнения заповеди достаточно родить двоих сыновей[4]. В традиции иудаизма также содержится текст Мишны и Тосефты Йевамот, где говорится, что для исполнения заповеди достаточно родить двух детей любого пола[3].

Мнение Гиллеля и его школы исторически было закреплено в Галахе[4], поэтому ортодоксальные иудеи используют эту трактовку[2]. Неортодоксальные иудеи могут использовать также другие трактовки.

Онан

Единственное место в Торе, которое традиционно рассматривается как осуждение отказа зачать ребенка, — это прерванный половой акт Онана, который изливал сперму на землю, чтобы в нарушение закона левирата предотвратить рождение ребенка для своего умершего брата. На основании этого эпизода (а также на основании заповеди «плодитесь и умножайтесь») Талмуд строго осуждает «излияние семени» мужчин «впустую» или «расточение семени» (hashatat zera или hashchatat zera) и запрещает использовать контрацепцию мужчинам[1][2][4][5][6][7].

Контрацепция в иудаизме в древности

Механическая контрацепция в древности

Talmudysci.jpg

Изучение Торы (худ. Авраам Адольф Берман)

Однако, в Талмуде указаны случаи, в которых могут или должны применять контрацепцию женщины (одни комментаторы считают это допустимым, другие — необходимым в определенных случаях). Талмуд предписывает женщине пользоваться своего рода вагинальным контрацептивным устройством того времени в случае, если она несовершеннолетняя или беременна или кормит младенца (Йевамот [Yebamot], 12b, 100b; Ктубот [Ketubbot], 39a; Недарим [Nedarim], 35b; Нидда [Niddah], 45a)[2][7][8][9][10][11]. Пассажи Талмуда об этом называются «Барайта трех женщин» (англ. The Beraita of the Three Women)[4][5][6].

Предписание об использовании контрацепции несовершеннолетними следует понимать с учетом эпохи написания текстов: в ту историческую эпоху девушки гораздо раньше выходили замуж (во всех культурах, не только в иудейской), чем сейчас (когда сексуальные отношения с детьми в раннем подростковом возрасте запрещены во многих странах, включая Израиль). Возраст несовершеннолетней девушки, которая может забеременеть, считался талмудистами с 11 лет (к 11 годам добавлялся один день). Совершеннолетие девочки (религиозное, не современное гражданское) в иудаизме наступает в 12 лет (к 12 годам добавляется один день). Но ранняя беременность, тем более, в отсутствии современной медицины, была опасна для жизни. Авторы талмудических текстов предупредили, что зачатия до совершеннолетия можно или даже необходимо избегать, чтоб девушка не умерла[4][8][9][10][11]. Однако, в традиции своего времени они не рассматривали сексуальные отношения в таком возрасте недопустимыми, поэтому указали пользоваться контрацептивными устройствами.

Предписание о контрацепции для беременных было сделано авторами талмудических текстов с целью избегать второй беременности (суперфетации), которая бывает очень редко (в современной гинекологии известно лишь 11 зафиксированных случаев). Однако, древние иудейские мудрецы знали о таком явлении и о том, что при этом второй плод может подавить первый (это закончится выкидышем), и предупредили о нужде в контрацепции на этот случай[4][8][9][10][11]. В современной медицине есть много средств для помощи беременным, включая УЗИ и кесарево сечение, которые позволяют детям рождаться в таких необычных случаях, но в древности не было этих возможностей.

Кормящим младенца женщинам предписывалось пользоваться контрацептивными устройствами для того, чтобы в случае новой беременности они не прекратили кормить ребенка раньше времени, поскольку в древности в отсутствии альтернативного питания ребенок умер бы от голода[4][8][9][10][11].

Контрацептивные устройства, о которых говорят талмудические тексты, конечно, были далеки от современных методов контрацепции, но это был способ контрацепции, соответствующий историческому времени. На иврите в отношении этого устройства употреблено слово «мок» (в английском языке с иврита слово транслитерируется как mokh или moch), что буквально переводится как «расчесанные волокна льна», то есть определенный вид пессария, представлявший собой, по-видимому, впитывающий тампон[9].

rashi

Раши

Средневековые раввины (ришоним) расходятся в интерпретации того, каким образом использовался этот тампон. Согласно авторитетному комментатору Талмуда Раши (1040-1105), вопрос стоял о том, может ли женщина создавать физический барьер для прохождения спермы. В обычном случае такой метод контроля рождаемости традиционно считался неприемлемым, поскольку это воспринималось иудеями как действие, ведующее к «расточению семени» мужчины «впустую». Однако, рабби Меир, значимый законоучитель II века, указывал, что, если беременность может повлечь опасность для женщины или ее ребенка, то женщина может делать то, чего не должны делать другие[10][11]

Раши допускал возможность такого ограниченного применения барьерного метода древности для женщин в указанных случаях. Другие средневековые комментаторы (тосафот, период их деятельности: XII-XIII в.) не соглашались с интерпретацией Раши, считая, что барьер во время полового акта не мог создаваться ни в каких случаях. Они предполагали, что контрацептивный тампон, указанный в талмудических текстах, вводился после полового акта (а не до) в попытке удалить сперму[10][11]

Некоторые более поздние комментаторы, тем не менее, использовали интерпретацию, аналогичную Раши. Например, в XVI в. употребление контрацептивного тампона в качестве барьера для спермы (при условии, что беременность опасна для здоровья) одобрял рабби Соломон (Шломо) Лурия (1510-1573)[2].

Спор комментаторов Талмуда о понимании способа употребления контрацептивного тампона отразился и в современных противоречих между раввинами по поводу допустимости использования барьерного метода в иудаизме женщинами. Однако, вне зависимости от того, как понимать способ использования контрацептивного тампона, существенно важным для иудеев является сам по себе факт упоминания в Талмуде древнего метода контрацепции, подтверждающий, что бывают ситуации, в которых контроль рождаемости необходим[6].

Оральная контрацепция в древности

maimonides

Моисей Маймонид

Другие талмудические тексты допускают женщинам употреблять напитки зельев (англ. cup of roots), которые обладали контрацептивным действием[5][6][7][8]. Эти напитки из трав обычно понимаются в иудейской традиции как древние противозачаточные средства, предотвращающие зачатие или стерилизующие женщин[7]. Многие источники по иудаизму указывают такое понимание. Некоторые современные исследователи полагают, однако, что среди зельев могли быть напитки с абортивным действием[8].

Известным текстом об употреблении контрацептивных напитков является рассказ об Йегудит (Иудифе), жене рабби Хийа. После тяжелых родов она пришла в измененном облике к рабби и спросила, заповедано ли женщине умножать народ. Рабби ответил ей, что нет. Полагаясь на этот ответ, она стала принимать контрацептивное зелье (Йевамот 65b)[4][8][9].

В другом талмудическом трактате (Шаббат, 109b-110b) разрешено принимать зелья, имеющие контрацептивное действие, как лекарство от желтухи и гонореи, хотя выпивший мог стать бесплодным. Тосефта Йевамот говорит, что мужчина не может пить никакого зелья, которое сделает его бесплодным, так как его мицва (заповедь, данная ему) — умножение народа, в то время как женщине разрешено пить зелья, препятствующие зачатию (Мишна Йевамот 8:2)[4].

rabbi-caro

Иосиф бен Ифраим Каро

Употребление зельев как контрацептивного средства допускал крупнейший иудейский авторитет, галахист, ученый и врач Моисей Маймонид (1010 — между 1165 и 1170) и автор основополагающего кодекса галахических предписаний (Шулхан арух) Иосеф бен Эф­ра­им Каро (1488-1575)[2]. Кодекс иудейского закона Шулхан арух закрепил разрешение женщинам пить контрацептивные зелья без упоминания каких-либо оговорок (Шулхан арух Эвен ха-эзер 5,12). Однако, позднее раввины стали требовать медицинские показания для разрешения женщинам употреблять противозачаточные зелья[4]. Многие раввинистические тексты говорят о допустимости применения контрацепции женщинами по медицинским причинам[7].

Современные респонсы (литература в форме ответов раввинов на вопросы) проводят аналогию между гормональными оральными контрацептивами и практикой употребления контрацептивных зельев, указанной в талмудических текстах, находя в этом галахическое обоснование допустимости употребления противозачаточных средств[2][5][6]. Традиция иудаизма благосклонно относится к употреблению оральных контрацептивов как средству контроля рождаемости, если для этого в рамках традиции существует основание, поскольку использование оральной контрацепции не нарушает естественного полового акта, и при ее применении, с традиционной иудейской точки зрения, не происходит «расточения семени» мужчины «впустую»[4].

Основания для контрацепции в современном иудаизме

morning_tora_reading

Чтение Торы

Практика применения контрацепции в иудаизме варьирует между ортодоксальным, консервативным, реформистским направлениями иудаизма и некоторыми другими либеральными школами[5].

В принятой иудейской традицией практике заботе о физическом и психическом здоровье женщины придается большое значение. Когда имеются опасения, что беременность или роды могут причинить женщине вред, применение контрацепции считается оправданным во всех направлениях иудаизма, начиная с ортодоксального[7]. В таких случаях, если зачатие уже произошло, женщина может сделать аборт, поскольку ее жизнь в иудаизме рассматривается более ценной, чем жизнь зачатого младенца[3][12]. Но если зачатия не произошло, то гораздо более предпочтительно применять контрацепцию.

В иудаизме традиционно считается, что, оценивая необходимость использования контрацепции, раввины должны каждую конкретную ситуацию рассматривать индивидуально[7]. Наиболее строго соблюдающие талмудические предписания ультраортодоксальные иудеи (харедим) фактически не приветствуют применение контрацепции, и их семьи, как правило, многодетны.  Но многие современные ортодоксальные раввины нередко склонны разрешать контрацепцию в определенных ситуациях.

Современный ортодоксальный иудаизм (называемый также иногда на русском языке ортодоксальным модернизмом для отделения его от харедим) допускает применение противозачаточных средств по трем основаниям: для сохранения здоровья женщины, для ограничения числа детей в интересах блага семьи и для регуляции времени рождения детей[5][6]. Однако, применение контрацепции с целью вообще избежать рождения детей по эгоистическим причинам считается неприемлемым как в ортодоксальном[6], так и в других направлениях иудаизма. Объясняется это не только заповедью «плодитесь и умножайтесь», но и необходимостью умножения еврейского народа после Холокоста[12].

Традиционные раввинистические тексты не указывают как основание для контрацепции материальные трудности или беспокойство о воспитании детей[2][7]. Поэтому наиболее ортодоксальные иудеи не склонны допускать контрацепцию по этим причинам, выделяя главным образом как уважительную причину состояние здоровья.

Однако, либеральные направления иудаизма, особенно, такие как реформистский иудаизм и другие либеральные школы, допускают использование контрацепции по широкому спектру причин[5], в том числе из-за бедности, плохих условий жизни и угрозы для благополучия существующих детей[7]. В США Центральная конференция американских раввинов (реформистского иудаизма) заявила, что контроль рождаемости является необходимостью в определенных условиях семьи. Многие реформистские и некоторые консервативные раввины присоединились к программам репродуктивного здоровья, осуществляемым организацией Planned Parenthood («Планируемое родительство»)[12]. Как правило, реформистские раввины относятся к контролю рождаемости аналогично большинству протестантов-христиан, оставляя решение о применении контроля рождаемости индивидуальной совести верующего[7].

Либеральные иудеи считают, что иудейские семьи не должны быть чрезмерно большими, ссылаясь, в частности, на то, что древние мудрецы, толковавшие Тору, указывали определенные границы исполнения заповеди «плодитесь и умножайтесь». Это, по мнению некоторой части иудеев, дает право применять контрацепцию, когда дети в семье уже есть. Но в большей мере придерживающиеся традиций иудеи, особенно, ортодоксальные иудеи, напротив, подчеркивают, что раввинистические авторитеты рекомендовали продолжать рождение детей даже тогда, когда заповедь выполнена[3][13]. Например, Маймонид писал: «Даже если человек уже исполнил заповедь «плодитесь и умножайтесь», ему не следует отказываться от продолжения рода до тех пор, пока он на это способен, ибо тот, кто добавляет новую душу к Израилю, подобен Тому, Кто сотворил мир»[1].

Современные взгляды на методы контрацепции в иудаизме

Современный иудаизм неоднороден: сложно говорить об отношении иудаизма к контрацепции как о позиции одного направления. Традиция иудаизма определенным образом ограничивает методы контрацепции, в то время как разные направления современного иудаизма по-разному рассматривают саму традицию. Различия в практике применения контрацепции между направлениями иудаизма имеют отношение к принципам религии этих направлений как таковых.

Ортодоксальный иудаизм считает необходимым следовать традиционной Галахе и только на ее основе формулирует правила поведения, включая применение контрацепции. Реформистский иудаизм отвергает непререкаемость авторитета Галахи, принимая лишь ее отдельные элементы. Консервативный иудаизм стремится занять середину между ортодоксальным и реформистским, принимая авторитет Галахи, но не в качестве неизменных принципов, а как развивающихся и динамичных. Консервативный иудаизм поэтому более склонен к либеральному пониманию Галахи[14].

Современные ортодоксальные оценки методов контрацепции

Hands of the poor

Современные ортодоксальные женщины на свадьбе

Ортодоксальный иудаизм в особенной мере заботится о том, чтобы метод контрацепции не приводил к «расточению семени», как это понимается в ортодоксальной традиции на основе Галахи[1][3][4][6]. Современный ортодоксальный иудаизм ранжирует различные методы контрацепции по степени предпочтения, руководствуясь принципами Галахи[2][13].

Если существует обоснованная в рамках традиции причина для использования контрацепции, то выбор гормональных контрацептивов является в ортодоксальном иудаизме первым из всех методов контрацепции, как наиболее соответствующий галахическим предписаниям (при условии отсутствия медицинских противопоказаний). Однако, при употреблении гормональной контрацепции у женщины может возникнуть выделение крови, которое, согласно иудейской традиции, приводит женщину в состояние ритуальной нечистоты «нида» (niddah), когда сексуальные отношения (и вообще физические контакты) традиционно запрещены (соблюдение чего важно для ортодоксальных иудеев)[1][5][13].

Использование внутриматочных устройств является предметом дискуссии между раввинами[1]. Механизм действия внутриматочных устройств не до конца ясен. Поскольку существует возможность того, что внутриматочные устройства препятствуют имплантации оплодотворенной яйцеклетки, и это считается ранней формой аборта, некоторые раввины не одобряют применение внутриматочных устройств[1]. В иудаизме, однако, определение статуса зародыша на ранней стадии эмбрионального развития и отношение к абортам в целом отличается от христианской традиции. Аборт в принципе не приравнивается к убийству, хотя и не одобряется без особых причин. Препятствие имплантации зародыша на очень ранней стадии эмбрионального развития в традиции иудаизма считается менее проблематичным, чем аборт. По этой причине, а также и потому, что механизм действия внутриматочных устройств более вероятно препятствует оплодотворению (менее вероятно препятствует имплантации), многие раввины считают использование внутриматочных устройств допустимым[3][13].

Однако, в этом случае, как и в случае употребления гормональных контрацептивов, может возникнуть сложность из-за непредвиденных выделений, влекущих состояние «нида»[2][5]. Если такая сложность возникла или имеются медицинские противопоказания, женщине могут быть разрешены менее предпочтительные, с точки зрения галахических предписаний, методы[13].

Использование барьерных методов женщинами с точки зрения галахических предписаний более спорно, чем использование гормональных контрацептивов и внутриматочных устройств. По мнению ряда ортодоксальных авторитетов, барьерные методы могут нарушить запрет «расточения семени». Но разные раввины по-разному оценивают конкретные барьерные методы в связи с тем, что проникновение спермы при употреблении разных барьерных методов различно. Часть раввинов считает достаточно приемлемым применение маточного колпачка[1]. Его применение чаще одобряется, чем применение влагалищной диафрагмы. Применение влагалищной диафрагмы оценивается как более проблематичное, но в некоторых случаях тоже может разрешаться. Однако, женские презервативы запрещаются на основе законов Галахи, как и мужские[5][13].

Многие раввины одобряют использование спермицидов[13]. Использование спермицидов, по мнению ряда раввинов, предпочтительнее, чем допустимые формы барьерного метода, так как никаким образом не ограничивает проход спермы, и половой акт совершается обычным образом[2].

Использование посткоитальной (экстренной) контрацепции не рассматривается по Галахе в числе основных допустимых методов. Этот метод считается проблематичным в связи с тем, что его действие часто представляется как раннее прерывание беременности[1]. Но в случае существенной необходимости применить экстренную контрацепцию допускается, особенно, в случае изнасилования[13].

Методы естественного планирования семьи, основанные на учете периодов фертильности и стерильности у женщин, в иудаизме считаются допустимыми, поскольку не требуют никакого вмешательства в половой акт. Некоторые ортодоксальные раввины советуют применять эти методы в некоторых случаях. Однако, использование естественных методов контрацепции может оказаться сложным для соблюдающих традиционные предписания иудеев, поскольку они и без того должны соблюдать воздержание во время состояния «нида» у женщин (около 12 дней или больше: во время менструации и еще 7 дней после). Когда к этому добавляется воздержание в фертильные периоды, то это может повлечь сильное сокращение интимной жизни или даже полное воздержание, что не соответствует традиции иудаизма и неполезно для семейной гармонии[1]. Но естественные методы планирования семьи могут использоваться не только с целью контрацепции, но и наоборот с целью повышения вероятности зачатия в плодородные периоды[13].

Стерилизация женщин путем перетягивания фаллопиевых труб не допускается в традиции иудаизма[1], поскольку в Торе указано: «(с ятрами) раздавленными, и разбитыми, и оторванными, и отсеченными не приносите Господу, и на земле вашей (такого) не делайте» (Ваикра/Левит 22:24). Эта заповедь, согласно традиционной интерпретации, запрещает стерилизацию не только людей, но и животных. Однако, если беременность представляет серьезную угрозу для здоровья женщины, и другие методы контрацепции не могут быть использованы, в исключительных обстоятельствах, женщине может быть разрешено совершить стерилизацию[13].

Мужчинам применять контрацепцию в традиции иудаизма запрещено[2][4][6][7]. Использование презервативов может быть разрешено по медицинским причинам, чтоб избежать заражения заболеванием. Ортодоксальный иудаизм делает такие исключения в редких случаях, таких как, к примеру, если есть риск заражения вирусом СПИДа в браке или цитомегаловирусом во время беременности женщины[13]. Вазэктомия запрещена в иудейской традиции[13], как и стерилизация женщин, и допускается только по медицинским показаниям при угрозе жизни (например, при некоторых формах рака).

Отношение к методам контрацепции неортодоксального иудаизма

kotel_masorti

Гендерно-смешанная молитва консервативных иудеев у Арки Робинсона в Иерусалиме

В отличии от ортодоксального иудаизма, реформистский и консервативный иудаизм, а также американское направление реконструктивистского иудаизма и другие либеральные школы в основном разрешают широкий спектр методов контрацепции[6].

В частности, несмотря на то, что традиция иудаизма запрещает использовать презервативы, раввины либеральных движений позволяют это делать, особенно, в ситуациях, когда незащищенный секс представляет угрозу для здоровья партнеров[15]. Эти раввины считают, что презервативы являются мерой против распространения заболеваний, а обязанность поддерживать здоровье и жизнь является более приоритетной, чем обязанность мужчины служить размножению[4].

Многие современные иудеи осознают, что использование контрацепции служит улучшению здоровья женщины, стабильности семьи и предотвращению заболеваний, и что эта польза от применения контрацепции намного более соответствует соблюдению заповеди «избери жизнь», чем в контрацепции можно усмотреть нарушение заповеди «плодитесь и умножайтесь»[6].

Статистика рождаемости детей у еврейских женщин

hasidic_family

Семья хасидов в хасидском квартале Бруклина

Статистика рождаемости детей у еврейских женщин показывает наличие четкой зависимости количества детей от степени ортодоксальности или либерализма женщины. Наибольшее количество детей в расчете на одну женщину среди евреев рождают ультраортодоксальные женщины, которые, как правило, избегают применения контроля рождаемости[16]. Число рождаемых ими детей намного превышает число детей в среднестатистической семье. Современные ортодоксальные еврейки (соблюдающие традиции ортодоксального иудаизма, но интегрированные в современное общество, в частности, образованные) находятся примерно посередине в списке различных групп иудаизма по количеству рождаемых ими детей в расчете на одну женщину. А менее традиционные и более либеральные еврейки рождают наименьшее число детей в расчете на одну женщину. При этом средняя рождаемость детей у еврейских женщин в Израиле превышает среднюю рождаемость детей у еврейских женщин в странах диаспоры.

В 1950 году коэффициент рождаемости у еврейских женщин в Израиле находился на пике максимума, составляя в среднем 4 ребенка на одну женщину. В течение следующих десятков лет происходило снижение коэффициента рождаемости у израильских евреек, свидетельствующее о применении контроля рождаемости. Практика контроля рождаемости среди еврейских женщин в мире достаточно широко распространилась, причем даже в большей мере, чем в других группах того же общества. Это демонстрирует непропорционально более низкая рождаемость среди евреев, чем в других группах общества, в странах Европы, США, а также в Израиле до последних нескольких лет[7].

В последние годы, однако, в Израиле произошел рост рождаемости детей у еврейских женщин, которые сравнялись по числу рождаемых ими детей на одну женщину с арабскими женщинами (коэффициент рождаемости у которых в последние годы напротив снизился). К примеру, в 1995 году коэффициент рождаемости у еврейских женщин Израиля составлял 2,6 в сравнении с 4,7 у арабских женщин Израиля (и 7,4 в секторе Газа)[7]. В 2000 году коэффициент рождаемости у израильских евреек составлял столько же, у израильских арабок — 4,3. В 2015 году этот показатель у еврейских и у арабских женщин составил одинаково 3,13[17].

Достигнутый за последние годы показатель рождаемости детей у еврейских женщин в Израиле существенно выше, чем у женщин в других развитых странах мира[18] (например, в США на 2013 год этот показатель колеблется около 2,1, в Европе и Восточной Азии — около 1,5)[19]. Некоторые аналитики связывают рост рождаемости детей в Израиле с влиянием ортодоксального иудаизма[20]. В Иерусалиме, где велико и число, и влияние ортодоксальных и ультраортодоксальных иудеев, коэффициент рождаемости превышает средний по стране среди евреев и среди арабов и составляет 4,3[21].

В то же время ортодоксальные и ультраортодоксальные иудеи в целом составляют меньшинство еврейского народа в Израиле. К примеру, по данным, которые приводятся в публикации 2013 года, большинство еврейского населения Израиля — 55% составляют неортодоксальные евреи (широкий спектр евреев разных взглядов, которые называют себя традиционными, но не ортодоксальными), 17% составляют религиозные сионисты (которые близки к современным ортодоксальным евреям, не ультраортодоксам) и всего 8%  — ультраортодоксальные евреи[19].

Пропорционально большая доля от общего количества рождаемых еврейских детей в Израиле приходится на неортодоксальных женщин[19]. Влияние ортодоксального иудаизма на рост числа детей у евреек не является основной или единственной причиной. Другим фактором влияния является политика социальной поддержки матерей, осуществляемая правительством Израиля. Израиль обеспечивает относительно благоприятные условия для работающих матерей, в том числе защиту рабочих мест женщин во время и после декретного отпуска, высокую оплату декретного отпуска, большой выбор вариантов работы с неполной занятостью, устойчивое социальное обеспечение ребенка,  группы продленного дня в школе и сравнительно недавно запущено финансирование универсальной дошкольной подготовки для детей с трех лет[18]. Все эти льготы делают рождение и воспитание ребенка более привлекательным.

В сравнении с Израилем количество рождаемых детей в расчете на одну женщину у еврейских женщин США значительно ниже. В 2011 году коэффициент рождаемости у американских евреек составил всего 1,86, в то время как у израильских этот показатель в том же году составлял 2,98. При этом коэффициент рождаемости у неортодоксальных еврейских женщин США составляет 1,4. Количество рождаемых детей в расчете на одну женщину у еврейских женщин ортодоксального иудаизма гораздо выше (но это не оказывает значительного влияния на общий показатель рождаемости, поскольку их количество невелико). Коэффициент рождаемости у женщин современного ортодоксального иудаизма в США в 2011 году составил 3,3, у харедим — 6,6 и у хасидов — 7,9[22].

Аналитики указывают в числе причин низких показателей рождаемости у неортодоксальных американских еврейских женщин их большую эмансипированность и интеграцию в общество: они предпочитают посвящать свое время образованию и работе, карьерному росту, а также значительно позднее выходят замуж (лишь 9% женщин консервативного и 3% реформистского иудаизма в США выходят замуж до 25 лет, а в возрасте 35 лет лишь немногим более половины женщин реформистского иудаизма состоят в браке, по данным статьи 2013 года)[22].

По данным на 2000 год показатели рождаемости среди различных групп американских евреек следующие: ультраортодоксальная иудейка рождает в среднем 6,72 ребенка, современная ортодоксальная иудейка — 3,39, консервативная иудейка — 1,74, реформистская иудейка — 1,36, светская еврейка — 1,29[19]. Логично, что данные показатели связаны с практикой использования контрацепции.

Список использованной литературы

[1] Ольга Ефимова. Иудаизм и этические проблемы медицины. (Работа, написанная во время обучения в центре им. С. Мелтона (руководитель д-р У. Таир). Опубликована на сайте «Маханаим» — еврейский культурный религиозный центр)
[2] B. Runnebaum, T. Rabe, L. Kiesel (Eds). Female Contraception: Update and Trends. — Springer-Verlag, 1988. P. 394-397
[3] Ask the Rabbis. Contraception / Moment Magazine
[4] Rabbi Ronald H. Isaacs. Procreation and Contraception / My Jewish Learning
[5] Judaism and contraception / BBC (bbc.co.uk/ethics/, bbc.co.uk/religion)
[6] Ellen L. Idler (Editor). Religion as a Social Determinant of Public Health. — Oxford University Press, 2014. P. 185, 187 (статистика)
[7] Birth Control / Encyclopedia Judaica
[8] Vern L. Bullough. Encyclopedia of Birth Control. — ABC-CLIO, 2001. P. 158
[9] Robert Jütte. Contraception: A History. — Polity, 2008. P. 19,20
[10] Rabbi Steinsaltz, Rabbi Shalom Berger (edit.). Yevamot 12a-b: And as for Birth Control / The Aleph Society
[11] J. David Bleich. Judaism and Healing: Halakhic Perspectives. — Ktav Pub Inc, 2002. P. 56-57
[12] What is the Jewish position on contraception and abortion? / Shamash: The Jewish Network (Frequently Asked Questions and Answers)
[13] Contraception / Jewish Women’s Health: Nishmat
[14] Галаха / Электронная еврейская энциклопедия
[15] Religion, contraception and abortion factsheet / The Family Planning Association
[16] Ben J. Wattenber and Jeremy Kadden. Jewish Babies / First Things (december 2005)
[17] Jewish, Arab fertility rates in Israel on par for first time / The Times of Israel (15.11.2016)
[18] Israel leaders in birth rate, but poverty major challenge / The Jerusalen Post (21.08.2014)
[19] David P. Goldman. Israel’s Demographic Miracle / Jewish Policy Center (Spring 2013)
[20] Vital Statistics: Latest Population Statistics for Israel / The American-Israeli Cooperative Enterprise (Updated November 2016)
[21] Jewish fertility surpasses Arab fertility in Jerusalem / Jewish and Israel news (01.06.2016)
[22] Rabbi Avraham Edelstein. The Jewish Birth Rate Crisis / NLE Resources. The Global Resource for Jewish Educators and Outreach Professionals (28.01.2013)

Copyright © 2017 Елена Преображенская
Оригинал этой статьи

Реклама