Мигель Д’Эското Брокман и теология освобождения

Мигель Д’Эското Брокман

Папа Франциск восстановил в служении священника Мигеля Д’Эското Брокмана, в отношении которого 29 лет назад был наложен запрет за участие в политической деятельности левого движения сандинистов.

Д’Эското Брокман придерживается широко распространённого в Латинской Америке, но неортодоксального в католичестве учения теологии освобождения. Он поддерживал социалистическое движение Сандинистский фронт национального освобождения, направленное на свержение правительства Анастасио Сомосы.

После того, как сандинисты пришли к власти в 1969 году, он работал министром иностранных дел Никарагуа до 1990 года, когда сандинисты власть утратили. В 2008-2009 годах он занимал пост председателя Генеральной Ассамблеи ООН.

Кодекс канонического права католической церкви запрещает священникам занимать политические должности. Иерархия церкви пыталась заставить Д’Эското Брокмана оставить политическую деятельность, но он отказался. В 1985 году Ватикан запретил его в служении вместе с двумя другими священниками — иезуитом Фернандо Карденалем, занимавшим пост министра образования в правительстве сандинистов, и его братом траппистом (орден цистерцианцев) Эрнесто Карденалем, занимавшим пост министра культуры.

Фернандо Карденаль вернулся в орден иезуитов в 1997 году после отказа от членства в движении сандинистов. Его брат продолжает участвовать в политике.

Д’Эското Брокману сейчас 81 год. Он обратился к папе Франциску с просьбой дать ему возможность служить мессу перед тем, как он умрёт. Папа ответил на эту просьбу согласием.

Запрет Д’Эското Брокмана и двух других священников в служении рассматривался в обсуждениях общественности не как обычное взыскание за нарушение канонической дисциплины, но и в связи с осуждением «теологии освобождения». Папа Иоанн Павел II, поляк и антикоммунист, был большим противником левых взглядов. Папа Франциск, напротив, симпатизирует левым, вплоть до того, что и самого его некоторые считают тайным марксистом. Восстановление в служении Д’Эското Брокмана рассматривается как новый признак «потепления» в отношении левых идей и теологии освобождения.

Теология освобождения, однако, — это не просто христианская версия марксизма. Это учение, которое ставит в центре себя решение проблем социальной несправедливости. Кроме известной латиноамериканской теологии освобождения, о которой идёт речь в данном случае, существуют теология освобождения чернокожих, а также феминистская теология, квир-теология и некоторые другие, которые, как и латиноамериканскую, относят к формам освободительных теологий.

Все эти направления богословской мысли важны для осмысления христианства не как религии, занятой спасением в потустороннем мире, а как той веры, которая здесь и сейчас помогает решать проблемы неравенства и социальной несправедливости. Эти направления богословской мысли отвергают представление о том, что церковь не должна затрагивать политику. Напротив, они указывают на необходимость для христиан вести борьбу. Они указывают на революционный характер Евангелия Иисуса Христа.

Хотя в отношении латиноамериканской теологии освобождения дискуссионным и спорным является вопрос о допустимости насилия в ходе борьбы за справедливость, однако, в целом идея всех форм освободительной теологии о том, что Бог всегда на стороне тех, кто угнетён и лишён справедливости, является важной и актуальной даже в рамках традиционно-христианского учения. Это доктринальное направление вполне соответствует той линии, которую проводит папа Франциск.

Ссылки:
* Русская служба Би-Би-Си: Папа Франциск восстановил в сане экс-министра Никарагуа
* National Catholic Reporter Pope lifts suspension of Father D’Escoto, former Sandinista official
* Religion News: Pope Francis lifts 29-year suspension on liberation theology icon
* Christian News Wire Vatican Lifts Suspension on U.S. Missionary Priest

Реклама