Политика сквозь призму христианской мифологии, или дух антихриста в России сегодня

бог-сатанаПоследнее время приходится слышать всё больше сообщений, которые поражают осознанием того, насколько извращаются понятия добра и зла, истины и лжи, морали и безнравственности.

Российские баптисты в период обострения российско-украинского конфликта и разрушения в России остатков демократии написали президенту благодарственное обращение за защиту традиционной морали. Патриарх Кирилл наградил церковным орденом главу КПРФ Геннадия Зюганова за труды на благо отечества и за защиту этих самых ценностей. Настоятель Тихвинского Богородичного Успенского монастыря архимандрит Евфимий Шашорин благословил воевать до победного конца одного из лидеров сепаратизма в Украине Александра Бородая, передав ему Тихвинскую икону, чтобы та в этом помогала.

Во всех подобных событиях меня сильно беспокоит вопрос об извращении понятия морали. Об этом хочу сказать несколько слов. В традиции христианства есть идея об антихристе. Во все века, когда в обществе происходили непростые и кризисные времена, немало верующих задумывалось о конце света, концу же света в христианской мифологии предшествует явление антихриста.

«Буквопоклонникам», которые пытаются буквально понимать библейские слова, читать мои рассуждения я не очень рекомендую. Они разочаруются и, может быть, даже обозлятся. Я противник буквализма. Буквалистами, впрочем, не были и некоторые авторы Библии. Иначе в ней бы не возникло строк: «Буква убивает, дух животворит». Как раз о духе, о мудрости и здравом смысле, я и предлагаю задумываться.

Христианская традиция оставила очень глубокие размышления о добре и зле. Среди таких идей, которые, вне всякого сомнения отражают подлинно христианский дух, есть понимание того, что каждый человек, особенно cтрадающий, униженный, оскорблённый и гонимый, есть образ Иисуса. И отношение к ближнему, к человеку, особенно к страдающему или притеснённому, — это и есть отношение к самому Иисусу.

Дух Бога или же дух Христа — это ни что иное как любовь. В то время как дух дьявола или же дух антихриста есть ненависть и ложь. За древними и порой запутанными религиозными образами скрываются очень простые вещи, доступные пониманию любого человека, вне зависимости от его религиозности. Нельзя сказать, что ты любишь Бога, и ненавидеть человека. Это бесовское обольщение — рассуждать о Боге, принимать вид религиозности, но одновременно распространять ненависть и ложь. Антихрист — это не просто враг Бога и Христа: антихрист — это обольститель, который принимает вид служения Богу, но внутри не таковой. И если Бог есть свет, и если Бог есть любовь, то антихрист несёт дух лжи и ненависти. 

В конце XIX века философ Владимир Соловьёв писал «Повесть об антихристе». Его идея была в том, что антихрист придёт под видом правителя, благодетельствующего христианам, и каждой конфессии обеспечит то, что наиболее важно для неё: католикам — папу, православным — изучение древностей и соответствие жизненного быта преданию, протестантам — исследование Библии.

После этого, по мысли Соловьёва, большинство христиан всех конфессий провозгласят антихриста своим благодетелем и покровителем. И только маленькая кучка откажется подчиниться ему.  Этой кучке важнее всего окажутся не блага, предоставленные правителем, и не традиции их конфессии, а сам Иисус. Они потребуют, чтобы правитель исповедовал Иисуса и тут обнаружится, что этот благодетель христиан и есть антихрист.

Соловьёв, конечно, опирался в этом повествовании отчасти на саму Библию. Но мне кажется принципиально важным, что исповедание Христа — это не чтение символов веры, не слова о том, что Иисус таков, как учит церковная догматика. Сказать эти слова может любой, если это для чего-то нужно. И бесы тоже веруют — сказано в той же Библии. Исповедание Иисуса Христа — это действия, дела, которые не могут совмещаться с ложью и ненавистью. Говорящий о Боге, но ненавидящий брата, есть лжец, и он от дьявола. В этом и есть действие духа антихриста.

Когда сторонники традиционной морали под видом защиты веры и ценностей пропагандируют ненависть, они вдохновляются тем самым духом антихриста. Когда вместо уважения и любви к ближним, которые мыслят и живут в чём-то иначе (к тем же меньшинствам, например) ведётся пропаганда ненависти и осуждения, как следствие это приводит к оскорблениям, ругани, угрозам и даже физическому насилию, Бога во всём этом нет даже и близко. Это дух дьявола и дух антихриста. Обольщение, о котором вполне конкретно предупреждает Библия, состоит в том, что эти ненавидящие и осуждающие других люди думают, будто бы этим они служат Богу. Они — защитники традиционных ценностей. На самом деле это бесовщина.

Когда парламентарии создают законы, направленные на ущемление каких-либо прав и усиливающие возможность диктата, они создают хорошую почву для антихриста. Права человека ведь основаны на религиозной истине, являющейся общечеловеческой нормой морали: поступай так с другим, как хотел бы, чтоб поступали с тобой. Если хочешь, чтоб твои права не ущемлялись, уважай права других. Если хочешь, чтоб к тебе относились по-человечески, относись таким образом ко всем другим без всяких исключений.

Уважай меньшинства вместо того, чтоб оскорблять, унижать и ущемлять их, даже если какие-то их взгляды или образ жизни не совпадает с твоими представлениями. А если ты вместо того, чтоб защищать меньшинства, усиливаешь их боль и заставляешь страдать, то ты не служишь этим Богу, какими бы словами о традиционных ценностях ни прикрывался. Ты лжец и служишь отцу лжи — дьяволу.

После революционного переворота 1917 года немало верующих считали, что советская власть — это и есть антихрист. Думать так было несложно и казалось вполне логичным: ведь советская власть была атеистической и преследовала верующих. Однако, ложь антихриста не в этом проявилась. Она проявилась тогда, когда власти стали давать какую-то свободу верующим, но требовали взамен подчинения. Известный факт, к примеру, что Сталин вернул РПЦ патриархию, однако, вся высшая иерархия подчинялась КГБ. Похожая ситуация позднее, в эпоху Хрущёва, возникла и у протестантов. Власть предлагала верующим ограниченную свободу, но взамен требовала принять её полный контроль, осуществлять слежку за прихожанами, доносы и поддержку государственной идеологии тем или иным образом.

Авторитарные и тоталитарные вожди используют любые средства для контроля над людьми и для ограничения их свободы. Однако, эти вожди и их режимы по сути антихристовы. «Где дух Господень, там свобода», — говорит опять же Библия. Любовь и диктат, любовь и насилие, любовь и притеснения — вещи несовместные.

Когда верующие хвалят Сталина и даже рисуют ему иконы — это ничто иное как то же самое обольщение духом антихриста. Это более-менее понятно здравомыслящему человеку, который в курсе того, скольких людей репрессировал и убил сталинский режим.

Когда патриарх вручает церковный орден лидеру коммунистической партии, в основе идеологии которой лежит атеизм, это вызывает удивление. Когда же это сопровождается словами о защите традиционных ценностей, напрашивается мысль о том, что в церкви происходят какие-то нечестные политические игры.

В принципе благие дела могут творить и атеисты, так что сугубо теоретически действительно патриарх может и атеиста наградить. Другой вопрос: за что был награждён лидер КПРФ? Если за добрые дела, то в чём конкретно они заключались? Какие выдающиеся подвиги он совершил? А если за поддержку антизападной пропаганды, тогда, конечно, это лживая награда. Ведь пропаганда несёт не уважение людей, живущих в западной культуре, а неприязнь к ним и увеличивает ненависть вместо любви.

Но когда настоятель монастыря благословляет лидера сепаратизма на войну, это переходит уже всякие рамки. Долг священника — призывать к миру. Если сепаратист незаконно взял в руки оружие, долг священника — призвать его это оружие сложить, а не благословлять противозаконные военные действия. Какая жуткая каша в голове по отношению к вопросам морали и нравственности, добра и зла, находится у тех людей, которые не видят всей чудовищности этого противоречия!

В принципе, сам по себе вопрос о допустимости использования оружия является непростым для христианства. В истории христианства были и есть пацифисты. При этом господствующая точка зрения исторически свелась к тому, что можно брать в руки и применять оружие в целях защиты себя и других.

В истории, конечно, было немало случаев захватнических войн, которые вели христиане. Но всё же в современном христианстве утвердилась более-менее общая позиция о том, что войны допустимы лишь в целях защиты от агрессии. С этой точки зрения достаточно часто вооружение армии и военные действия для защиты страны и для защиты населения от действий незаконных вооружённых формирований рассматриваются верующими как допустимое. Однако, благословение вооружённого сепаратизма и террора определённо не совместимо ни с какими религиозными принципами.

На таких примерах хорошо видна нравственная развращённость церкви. Она заключается в том, что людей, проникнутых ненавистью, занятых пропагандой вражды, не просто много внутри церкви, и даже не просто часть из них занимает высокие церковные посты, но в том, что они действуют под прикрытием рассуждений о моральных ценностях. Сатана принимает вид ангела света, а служители его принимают вид служителей правды, — говорится в Библии. Церковь же такие вещи даже не пытается осуждать.

Заметна также развращённость государственной власти. Это состоит в том, что власть будет осуждать и пресекать лишь ту вражду и ненависть, которая может угрожать каким-то образом либо ей самой, либо проводимой ею политике. В этом случае власть заявит об экстремистской деятельности. Если же вражда и ненависть будет соответствовать политической линии власти, власть это в лучшем случае не осудит, а в худшем случае даже и поддержит. Антиукраинская, антизападная, антилиберальная, антиевропейская, антиамериканская пропагандистская истерия — яркие тому примеры.

Разве кто-то во власти осудил Киселёва за слова о том, что Россия может превратить Америку в радиоактивный пепел? Разве кто-то во власти осудил Дугина за призывы убивать украинцев? Так и благословения представителями церкви незаконных вооружённых формирований в Украине воевать против легальной армии никем в российской власти пока не осуждается и думаю, что никакого осуждения и не последует.

Напротив, целый ряд представителей власти России открыто поддерживают сепаратизм в чужой стране, издавая одновременно законы против призывов к сепаратизму в России. А это, между прочим, не просто нечестно и безнравственно, но и нарушает заповедь: не желай другому того, чего не желаешь себе. Не хочешь проявлений сепаратизма в России? Не желай и не поддерживай сепаратистов в соседних странах. Для подлинно верующих людей эти истины являются непреложным законом. Не юридические законы управляют вселенной, а законы духовные.

Так что идеология защиты традиционной морали лжива. Она воплощает в себе действия духа антихриста, когда под видом доброго творится злое. Вначале под прикрытием традиционной морали стали проводить идеологию враждебности по отношению к западным странам. Происходило это с целью ослабления демократии и усиливало ущемление свобод, якобы, не соответствующих традиционным ценностям. Дух антихриста в этом очевиден: вместо свободы всех граждан — диктат определённых групп, вместо любви к ближнему — ненависть к инаковым и инакомыслящим.

Изощрённая ложь была очевидна не для всех: ведь прикрывались не чем-нибудь, а словами о морали, о ценностях! Но вот пришёл украинский кризис, и тайное стало явным: все самые яростные защитники традиционной морали направили свою ненависть и лживую пропаганду против народа, который многие годы считался братским. Причём не просто возникла ненависть, но и была оказана поддержка вооружённой агрессии! Идеология традиционной морали прекрасным образом объединилась не только с ненавистью, но и с войной, тем самым проявив свою дьявольскую сущность.

Антихристово обольщение полностью соответствует и данным социологии. В традиции христианства есть вера в то, что во времена антихриста большинство народа примет его, и лишь меньшинство откажется это сделать. Красноречивая иллюстрация философа Владимира Соловьёва вполне соответствует текущему моменту: антихрист проявляет себя не как враг христианства. В отличии от советского периода, антихрист становится другом и даже покровителем религии. Он защищает религиозные чувства от оскорблений, он защищает традиции. И вот, в частности, баптисты пишут благодарность президенту Путину…

В начале своего рассуждения я упомянула, что я противник поклонения букве. Библейские пророческие образы я предлагаю понимать не буквально. Не нужно искать какого-то конкретного человека-антихриста и ждать буквального конца света. Но нужно понимать, что христианская мифология содержит некоторые вечные истины, в той или иной мере присущие всем временам.

В разные эпохи появляются разные люди, которые воспринимаются как антихрист. И если эти люди творят зло под видом добра, вполне возможно согласиться, что они и есть антихристы: в том смысле, что их деяния воплощают ложь и зло, но вокруг все верят им, не замечая правды. Лишь небольшое число людей видят правду и оказывают сопротивление.

В христианской традиции есть признаки, которые обнаруживают такие обольщения. Один из признаков я упомянула: несётся ненависть вместо любви. Другой признак — это гордость и стремление к власти. Христианская традиция связывает с гордыней и властолюбием образ дьявола. Диктатура, которая контролирует людей, подчиняет людей, стремится держать власть над людьми, подавляет инакомыслие и протесты против самой себя определённо подпадает под описание действия противных Богу сил. Любой авторитарный и тоталитарный режим противен Богу, даже если во главе его стоят люди, прикрывающиеся религией и традиционными ценностями. В этом и заключается суть обольщения.

Повесть об антихристе Владимира Соловьёва является в определённом смысле пророческой. Она вполне соответствует христианской мифологии. Антихрист предлагает церкви покровительство и обеспечивает конфессии тем, что является для них ценным. Однако, в замен этого он требует подчиняться ему вместо Бога, который присутствует в совести человека и раскрывает истинные понятия о добре и зле, морали и безнравственности.

Реклама