Интерпретации резолюции РС ЕХБ: есть ли лукавство?

Стандартный

picПортал Кредо побеседовал с пастором РС ЕХБ Юрием Сипко по поводу принятых на их съезде резолюции по Украине. Надо сказать, теперь Сипко изменил тон и говорит, что принятые в документ поправки его вполне удовлетворяют, поскольку в тексте он теперь увидел осуждение не Майдана, в котором приняли участие украинские верующие, а действий сепаратистов на Востоке Украины.

«Документы размещены на сайте РС ЕХБ, — говорит пастор в интервью, — Я нахожу их очень выдержанными, вполне приемлемыми. Замечу, что реакция неприятия была и есть, особенно в связи с Резолюцией о положении в Украине. Здесь проявилось предубеждение, уже накалившее обе стороны. Но прочтите документ с холодной головой. Вы обнаружите, что все слова о неприемлемости свержения законной власти относятся к нынешним действиям боевиков на Донеччине и на Луганщине. Ведь власть в Киеве легитимная. Там нет военных действий. Там нет восстаний. Все восстания происходят на востоке. И осуждение мятежников очень точно выражает отношение РС ЕХБ к так называемым ополченцам из России и ко всем, кто их поддерживает. И в связи с этим даются заверения в полноте братских отношений с украинскими единоверцами».

По-моему, пастор лукавит, пытаясь сгладить явный острый конфликт, который порождает данный документ. В тексте нет конкретики, а только общие слова, которые позволяют отнести осуждение к участникам Майдана, но пастор видит в тексте осуждение сепаратистов.

В документе говорится так: «Мы провозглашаем свою приверженность Библейскому учению, которое не приемлет насильственного свержения законной власти, национализма и разрешения социально-политических противоречий, иначе как путем политических переговоров. «С мятежниками не сообщайся»».

Тому, кто хорошо знает риторику российских властей, на мой взгляд, должно быть очевидно, что документ повторяет риторику властей России. А значит, осуждает он революцию Майдана. Ведь именно в свержении законной власти обвиняют власти России украинцев. Хотя свержения власти там не было. Однако, это та самая мантра, которую вслед за властями России повторяет российская пропаганда в СМИ. И только после выборов президента Украины повторять такую мантру стало неудобно.

Также именно власти России говорят о необходимости переговоров, осуждая антитеррористическую операцию, которую поддерживают церкви Украины. (Сепаратисты отказываются сложить оружие и приступить к переговорам).

Аналогично двойственная интерпретация возможна и в осуждении национализма. Общие фразы о недопустимости превозношения по какому-либо признаку верны. Но ведь российская пропаганда обвинила в национализме скопом весь украинский народ — всех, кто поддерживал Майдан и революцию. Все они в российских СМИ стали националистами, «фашистами» и «бандеровцами». Хотя это, конечно, ложь. Отсутствие конкретики в словах резолюции позволяет понимать документ так, как это понимала пропаганда. Как это уже произошло со стороны украинцев до внесения поправок.

Не знаю, удастся ли российским баптистам убедить братьев-украинцев в том, что они не их осудили, а сепаратистов. Если это не убедило меня, подозреваю, и украинцев не очень-то убедит. Очевидно, что документ принимался именно затем, чтобы продемонстрировать согласие с политикой власти. И не случайно резолюцию сопровождает верноподданническое послание к президенту.

«По-моему, такой насущной необходимости не было. С одной стороны, это требование текущего момента. С другой стороны, это давняя традиция. Все мы родом из СССР» — говорит пастор по поводу обращения к президенту, тем самым соглашаясь, что прогибы перед властью — это «традиция» баптистов со времён СССР.

На самом деле это вовсе не «традиция» всех баптистов в СССР, а лишь «традиция» ВСЕХБ, преемником которого является РС ЕХБ. Ведь в СССР было большое объединение баптистов, которые не регистрировались для того, чтоб не сотрудничать с властями. Это объединение называлось Советом церквей. Были также аналогичные крупные объединения пятидесятников. Они собирались на богослужения по квартирам, а летом — просто в лесах, так как без регистрации не могли иметь помещений. И уж для них точно не было «традиций» написания верноподданнических посланий.

Не сомневаюсь ни капли, что пастору Сипко известно это. Это знают все, кто помнит советские времена. ВСЕХБ, как и РПЦ МП, запятнан сотрудничеством с КГБ и доносами. Конечно, этим занимались не все, а лишь некоторые. Но в РПЦ это было нормой для всей высшей иерархии. Не знаю, было ли нормой для всего руководства во ВСЕХБ, но вероятность такая имеется. Текущие события в РС ЕХБ наводят на нехорошее ощущение, что то же самое вполне возможно и сейчас.

На вопрос, не послужат ли эти документы для некоторых членов братства причиной выхода из РС ЕХБ, пастор Сипко прямого ответа не даёт, давая понять, что в принципе никакие документы баптистов не являются общеобязательными для всех церквей и членов. Добавлю от себя, это особенность протестантизма. Ведь краеугольный камень их учения — Sola Scriptura («только Библия»), а служители церквей не имеют такой власти, как в католичестве и православии.

Тем не менее, вопрос корреспондента не праздный. На практике отделения церквей друг от друга, выходы членов, уходы, переходы из одной церкви в другую происходят, причём достаточно часто. В этом свобода протестантов. Хотя они и осуждают друг друга за эти разделения.

Не знаю, будут ли выходы из РС ЕХБ после принятия указанных документов, а если будут, то будет ли их много или мало. Если б я была членом РС ЕХБ, ушла бы тотчас после принятия этих документов. Однако, сейчас мне это уже не грозит, так как я это сделала уже много лет назад.

Реклама

Обсуждение закрыто.