Сотник Корнилий: элементы квир-теологии

Отрывок из записи в блогосфере в феврале 2011 года, в которой были изложены новости гей-христиан Украины.

Франческо Тревизани. «Крещение Корнилия апостолом Петром» (1709)

… Гей-христианское движение в Украине существует и развивается относительно успешно. Подтверждением тому служит, в частности, известие о первой официальной регистрации гей-христианской организации.

В Донецке 12 января 2011 г. министерством юстиции Украины была зарегистрирована первая христианская организация для геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров. Правда, зарегистрирована она не в качестве религиозной, а в качестве общественной. (…)

Рассказывая о новой созданной организации, которая названа «Центр Святого Сотника Корнилия», её лидер Роман Зуев [в дальнейшем уехавший зарубеж, кажется, в Германию] объяснил, что сотник Корнилий, считающийся первым уверовавшим (точнее, первым крещённым) язычником, история обращения которого описана в книге Деяния святых апостолов (10 глава), был человеком гомосексуальной ориентации. Описывая известные добродетели сотника Корнилия («Корнилий был богатым, щедрым и очень уважаемым в своем городе человеком, … занимался благотворительной деятельностью, на свои деньги построил даже большую еврейскую синагогу, несмотря на то, что сам не был евреем»), Роман не объясняет, откуда берётся информация о гомосексуальности сотника. Во избежание удивления непосвящённых (а таковых на территории постсоветского пространства подавляющее большинство), я кратко поясню этот момент.

Сотника Корнилия принято отождествлять с тем самым сотником из Евангелия, слугу которого исцелил Иисус по его просьбе (Матф.8:5—13; Лук.7:1—10). Ряд либеральных богословов, в числе которых наиболее известными авторами, писавшими по этому вопросу, являются Том Хорнер (Tom Horner) и Даниэль Хелминиак (Daniel A. Helminiak), настаивают, что слуга сотника был его возлюбленным. Эта точка зрения основана на ряде соображений.

Древнегреческое слово παις (pais), переведённое в синодальном переводе как «слуга», используется также в значении сексуального партнёра. Даниэль Хелминиак, который, к слову сказать, является католическим богословом и священником, отмечает, что сотник слишком сильно заботится об этом слуге, чтобы считать, что речь идёт о  слуге обыкновенном (Helminiak, Daniel. What the Bible really says about homosexuality. — Alamo Square Press, 2000), особенно, учитывая менталитет той эпохи. Фактически слово παις (pais) в значении служащего означает раба. Столь сильные переживания о простом рабе в то время совсем не были приняты. Том Хорнер, кроме того, полагает ещё и то, что слово ἔντιμος (entimos) — «высоко ценил» в традиционных переводах, в синодальном — прямо «любил», подразумевает интимные отношения (Horner, Tom. Jonathan Loved David. — Westminster Press, 1978).

Квир-теологи считают, что исцеление Иисусом слуги сотника указывает на Его толератное отношение к гомосексуальности и даже одобрение однополой любви. Каким бы странным и дерзким ни казалось данное толкование, стоит вспомнить о том, что Иисус в Евангелии действительно очень часто нарушал различные принятые обществом, в первую очередь — религиозные, табу. (См. также об этом в качестве примера статью Jesus affirmed a gay couple — «Иисус утвердил гей-пару» ).

В повествовании книги Деяний о крещении сотника Корнилия апостолом Петром, по мнению квир-теологов, выражение «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:15), относящееся обычно к разрушению границ между иудеями и язычниками, имеет значение «очищения» не только языческого мира, но и гомосексуальной ориентации от лица Бога в глазах людей.

Данные интерпретации библейских текстов являются лишь двумя примерами из многих других опровержений со стороны либеральных богословов известного стереотипа о том, что Бог в Библии однозначно осуждает проявления гомосексуальности. (…)

Реклама