Икона Иисуса Христа распятого, или ответ патриарху

Стандартный

Статья написана в январе 2010 г. — после землетрясения на Гаити и по прочтении публикации Владимира Абаринова «Толчок к размышлению«.

Патриарх Кирилл заявил,что причиной бедствия гаитян был их плохой «нравственный облик». Помимо патриарха, подобные речи ведёт проповедник-евангелист Пэт Робертсон и вообще религиозные фундаменталисты. Я категорически не согласна с такой трактовкой человеческих страданий.

Предвижу удивление неверующих читателей (не говоря уже о религиозных фундаменталистах): разве религия не говорит, что Бог наказывает?

В том-то и есть беда, что в умах множества людей запечатлён образ Бога-карателя. Более того, масса верующих верит в тоталитарного Бога, выдуманного ими по их собственному образу и подобию, но подпитывающегося буквалистским прочтением библейских книг, в особенности Ветхого Завета. Уж лучше быть атеистом, чем поклоняться такому Богу! Тут моя симпатия целиком и полностью на стороне отрицающих религию.  (Кстати, такова же и логика просветителей-антиклерикалов, которые на самом деле не были атеистами, но высмеивали пороки и предрассудки религиозников в эпоху Просвещения, столь ненавистую патриарху и многим фундаменталистам).

На самом деле христианство (подлинное христианство, а не его историческая карикатура) провозглашает не Бога карающего, а Бога страдающего, — Бога, который в лице Иисуса Христа разделяет все скорби человечества и всю боль страдания каждого человека. В этом образе нет места гневу и карам. В этом образе нет ничего, кроме любви и сострадания.  Мне бы хотелось написать более обширную статью на эту тему, но, как всегда, пока нет времени и сил. Поэтому ограничусь короткими словами.

В каждом человеке запечатлён Бог, Бог — в каждом без всяких исключений. Но прежде всего Бог пребывает в тех, кто страдает. В евангелии это отражено очень прямо, когда Иисус описывает Суд над миром и говорит праведникам, что они его накормили, напоили, одели, посетили в заключении и тд, а неправедным говорит противоположное: вы меня не накормили, не напоили, не посетили, не одели. И когда Иисусу задаётся вопрос, когда же произошли эти события, он отвечает: «что вы сделали братьям моим меньшим (людям, которые страдают), то сделали мне; что вы не сделала братьям моим меньшим, то не сделали мне» (Мтф. 25, 31-45).

Бог по определению самодостаточен и не нуждается ни в каких «богослужениях». Само это слово подразумевает, что человек «служит Богу». Но Бог не нуждается в том, чтобы Ему служили — нуждается человек. По большому счёту, Бог и не нуждается в том, чтобы в Него верили, — самим людям это нужно (тем, кто верит). А если неверующим Бог не нужен, Богу он этим никакого ущерба не причиняет. Можно быть и неверующим, а бывает, что лучше не верить, чем верить (такой верой, какой верят фундаменталисты).

Но вот что необходимо иметь каждому человеку — уважение и сострадание к другому человеку. Без этого жизнь превращается в ад, и не надо рисовать в своём воображении какого-то посмертного ада в виде огня, жарящего грешников…

Страдающий человек — это сам Иисус. И если ты хочешь служить Богу — служи (в смысле люби, помогай) человеку. Не нужно знать никакого богословия, а нередко оно и причиняет вред (припомним межрелигиозную вражду и преследования еретиков: это и есть плоды богословия, оторванного от подлинной духовности). Нужно понять простую вещь, что в человеке ты встречаешь Бога.

Страдающий человек — это икона Иисуса Христа распятого. Между прочим, по этой логике на днях я сравнила в своём ЖЖ деяния религиозных гомофобов в отношении гомосексуалов с распятием Иисуса. Представляю, как заденет фундаменталистов это сравнение, но делаю его целенаправленно и на полном серьёзе.

Иисус страдающий — в любом страдающем человеке, в любом униженном и угнетённом, в любом дискриминируемом. И если эти страдания (унижение, угнетение, дискриминацию) причиняешь ты, то ты этим распинаешь Иисуса. (И наоборот, если стараешься уничтожить угнетение, дискриминацию в отношении человека, то этим служишь Иисусу).

Но сейчас я хотела сказать не об этом (это просто мысль по ходу), а о том, что Бог, насылающий кары, — это ложь на подлинное христианство. Вот ниже статья, в конце которой слова: «Бог находится в ребенке, проливающем слезинку, а не в миропорядке, которым оправдывают эту слезинку». (Бердяев).

Религиозные фундаменталисты очень любят вспоминать эпизод из евангелия, когда упала башня силоамская и побила людей (Лук. 13, 1-5). «Если не покаетесь, все так же погибнете» — радостно цитирует фундаменталист, понимая, конечно, под словом «покаяние» обращение в его веру. Подобное подразумевает и патриарх Кирилл, утверждая, что гаитяне заслужили кару.

На самом деле в этом эпизоде Иисус как раз предостерегает от такой логики: «Думаете ли вы, что они были грешнее других? — говорит Иисус — Нет, говорю вам». А дальше прибавляет слова, обращённые к «обличителям» чужих грехов: «Но если вы не покаетесь, все так же погибнете». И, конечно, это «так же» не подразумевает упавшую башню, а является просто метафотой (Иисус вообще постоянно говорил притчами, а не буквально).

А вот ещё хорошие слова из подлинно-христианской духовной традиции, а не её убогой карикатуры:

«Вопрос: каким образом узнает человек, что сердце его достигло чистоты?
Ответ: когда он считает всех людей добрыми, и никто не кажется ему нечистым и осквернённым, — тогда он поистине чист сердцем.» (Трактаты святого Исаака Сирина).

Простая мораль: учись видеть в людях хорошее, а не сплошные грехи, а с грехами сражайся в себе, а не в других. В христианской традиции известный аналог: «Спаси самого себя, и вокруг тебя спасутся тысячи» (Серафим Саровский).

Реклама

Обсуждение закрыто.