Об извращениях сути Евангелия в фундаментализме, и о религиозной гомофобии в частности

Эта заметка написана в августе 2009 г. в качестве ответа на гомофобное заявление Российского объединённого Союза христиан веры евангельской (пятидесятников).

Иллюстрация: религиозный фундаменталист держит плакат «Бог ненавидит пидоров».

На днях в своём блоге ЖЖ и на сайте я разместила Открытое заявление ЛГБТ-Служения «Nuntiare et Recreare» в связи с усилившейся гомофобией РОСХВЕ (пятидесятников). Разместив это заявление, я решила, что важно дать к этому и собственный комментарий.

Мои друзья и единомышленники служения Nuntiare et Recreare обращаются к примерам крайних проявлений так называемой активной гомофобии, которая выражается в физических действиях против представителей ЛГБТ, в частности, в убийствах. Эти проявления, несомненно, наиболее опасны, и ЛГБТ-христиане совершенно верно проводят параллели между религиозной гомофобией и трагическими событиями в Израиле. Все, кому небезразлична эта тематика, знают об огромной доле вероятности того, что нападение на подростков гей-центра было совершено именно религиозным фундаменталистом.

И уж во всяком случае все знают о том колоссальном влиянии, которое оказывает религиозный фундаментализм на преступления против ЛГБТ в странах иудаизма, ислама и христианства, в которых исторически гомосексуальность наказывалась смертной казнью (так было и в Европе, и в Америке), а в некоторых странах (как, например, в Ираке) наказывается и поныне. Связь насилия и убийства с религиозным фундаментализмом опровергнуть невозможно.

Однако мне представляется немаловажным подчёркивать не только эти крайние проявления активной гомофобии, но и проявления так называемой гомофобии пассивной, которая выражается не в физических действиях, а в нетерпимости и ненависти как внутренней установке.

Во-первых, потому что большинство гомофобов и, надеюсь, представители российского пятидесятничества в том числе, вряд ли возьмутся за оружие и пойдут стрелять геев и лесбиянок в буквальном смысле слова. Хотя бы по той простой причине, что убийство по-прежнему является уголовным преступлением. Затем, надеюсь, что верующие в основной массе всё же считают убийство тяжёлым грехом, гораздо более тяжёлым, чем является (по их мнению) гомосексуализм. И в церквях вы скорее всего услышите призывы: «ненавидь грех, но люби грешника».

По этой логике, кстати, христиане просто обязаны прямо и недвусмысленно осуждать преступления против геев и лесбиянок, в том числе и нападение на гей-подростков в Тель-Авиве. Этого, однако, мы не наблюдаем. По крайней мере, в России точно.

По поводу логики «ненавидь грех, но не грешника» я уже писала когда-то, ссылаясь на исследования, приведённые Полом Варнеллом в одной из статей, что в реальности эта логика оказывается порочной, она не работает: люди, совершающие преступления против геев и лесбиянок связывают в своём сознании или подсознании свои действия с Божественной волей.

Во-вторых, я считаю важным подчёркивать пагубность пассивной гомофобии ещё и потому, что именно такая форма гомофобии причиняет реальные моральные страдания представителям ЛГБТ. Она разрушает понимание родителями их детей-гомосексуалов, она побуждает работодателей не брать на работу или увольнять гомосексуалов, она разрушает дружеские отношения между гетеро- и гомо-сексуалами, она порождает ту атмосферу неприятия и озлобленности, которая приводит гомосексуалов к депрессиям и побуждает к суицидам. И это — вовсе не пустяк.

Наконец, в-третьих, евангельское учение рассматривает прежде всего грехи, касающиеся души, поскольку явные преступления (как, например, то же убийство) и без того являются самоочевидным грехом, которые Моисей осудил задолго до рождения Иисуса Христа. Евангелие же обращается к человеку гораздо глубже, призывая к чистоте сердца. Иисус, например, говорит, что не только убийца, но и гневающийся подлежит суду. И по этой самой причине вопрошания ЛГБТ-христиан к российским пятидесятникам об исполнении христианской заповеди любви абсолютно верно. Ибо с христианской точки зрения первый грех, первопричина любых других грехов, — это именно отсутствие любви.

А теперь задайтесь вопросом: возможно ли себе представить наличие любви в сердце (не слов о любви, а именно самой любви, внутреннего чувства, переживания) и агрессивной настроенности одновременно? Разумеется, нет. Любовь и ненависть, любовь и агрессия, любовь и неприязнь — это вещи несовместные, как гений и злодейство, это вещи взаимоисключающиеся.

Евангелие в этом отношении радикально: Иисус ест и пьёт с мытарями и блудницами, то есть он ведёт себя с ними как друг, а не как обличитель, и именно этим, в частности, вызывает к себе возмущение фарисеев. И если по поводу гомосексуализма можно сильно поспорить, осуждается ли он на самом деле Библией (и ЛГБТ-верующие на основании истолкования текстов Библии не считают гомосексуальные отношения грехом), то по поводу прелюбодеяния или блуда двух мнений не существует. Однако в Евангелии нет гневных слов в адрес прелюбодеев и блудников. Иисус не произносит о них никаких обличающих слов. Ни единого.

И это — более чем радикально. Это показывает совершенно иной вектор отношения Бога к человеку, нежели принято фундаменталистами. Этот вектор заключается в любви вообще безо всяких условий и ограничений. Этот вектор заключается в принятии Богом человека таким, каким человек является. (Это не значит, что Богу безразличны вопросы добра и зла, но это значит, что Бог не перестаёт любить людей от того, что они неидеальны). К чему (к любви безо всяких условий) и призываются христиане: «будьте совершенны, как и Отец ваш совершен» и «будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд», «ибо Он (Отец-Бог) повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и направедных«.

Повторю, что это рассуждение вообще не относится к гомосексуализму, по поводу которого можно поспорить, грех ли это. Но это рассуждение касается тех людей, которые на самом деле совершают очевидные грехи. Евангелие прямо и недвусмысленно говорит о любви к ним Бога (что явным образом показывал своими действиями Иисус), призывая христиан к такой же точно любви и однозначно запрещая осуждение: «не судите, и не будите судимы».

Задайтесь теперь вопросом, соблюдают ли религиозные фундаменталисты учение Иисуса? Нет, но более того, —  своими действиями они явно показывают, что даже и не знают и не понимают этого учения. «Они говорят, но не делают«, — сказал о таких верующих Иисус. И что особенно интересно: если Иисус не произносит осуждения в адрес, так сказать, «явных грешников», то в адрес, якобы, «праведных» верующих (тех самых фарисеев) он говорит весьма резко: «гробы окрашенные, которые снаружи красивы, а внутри полны гнилых костей», «порождения ехидны (змеи)» и т.п.

Причина же столь резких слов проста: эти верующие, считая себя праведными, на самом деле являются лицемерами, они совершают наитягчайший грех из всех возможных — нелюбовь, ненависть. Прелюбодеяние или блуд в сравнении с этим — просто бирюльки. Но религиозные фундаменталисты словно переворачивают весь смысл Евангелия с ног на голову, ибо для них нелюбовь и ненависть — грех совершенно невинный, а то и не грех вовсе, в то время как в адрес «грешников мира» они изрекают всевозможные гневные речи, утверждая, что они идут «прямо в ад». Пусть они откроют Евангелие и посмотрят, кто именно идёт «прямо в ад»: «то, что вы сделали братьям моим меньшим (людям), то вы сделали мне» (говорит Иисус о суде над миром).

«Прямо в ад» идут лишь те, кто не имеет любви. Впрочем, тут мы столкнёмся с особенностями учения протестантских фундаменталистов, которые спасаются «только верой, независимо от дел». Об этом стоило бы сказать отдельно. Надеюсь, со временем напишу и про традиционно-извращённое истолкование учения апостола Павла.

Приложение: отрывок из евангелия от Матфея о суде над миром, 25 глава:

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов—по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Реклама