Евангельское отношение к власти

Вторая заметка к публикации сборника Александра Грайцера «Тебе принадлежит свобода» в рассылке «Человек и религия в современном мире».

18 октября 2008

В сегодняшней главе рассматривается весьма сложная для верующих проблема отношения к власти. В широком смысле эта проблема связана с отношением к власти вообще, в узком – с отношением к власти в церкви. Саша рассматривает второй вариант, хотя понятно, что глобально речь можно вести об отношении к власти в любом сообществе, а не только в церкви.

Прежде, чем привести текст книги, мне бы хотелось, как и в прошлый раз, высказать некоторые свои соображения или уточнения по поводу обсуждаемого вопроса.

Что такое власть в принципе, и зачем она нужна?

Если мы обратимся к сугубо практической стороне вопроса, то понятно, что предназначение власти в любом сообществе – создание некоторого порядка во избежание анархии, во-первых, и, во-вторых, создание условий для продуктивной деятельности. К примеру, задача директора фабрики – создание упорядоченной деятельности, во-первых, и, во-вторых, создание условий для наибольшей продуктивности работы.

Теперь представьте себе такой случай, что рядом с директором находится неприятный и неудобный ему человек. Понятно, что может быть два варианта поведения директора: первый – избавиться от этой «занозы», которая ему мешает, и второй вариант – постараться найти с ним общий язык, поскольку этот человек может принести некоторую пользу работе. Весьма вероятно, что во втором случае директору придётся пойти на некоторые уступки и компромиссы. В религиозной терминологии это называется – «проявить смирение».

Сами понимаете, что чаще всего представителям власти хочется добиться совершенно противоположного: не самим идти на уступки и компромиссы («проявлять смирение»), а требовать этого от подчинённых. Отсюда рождается известный всем принцип – смирение есть способность подчиняться властям. Иногда этот принцип даже освящается божественным авторитетом, как, например, пишет об этом апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся навлекут сами на себя осуждение».

Наверное нет такой библейской цитаты, которая вызвала бы столько насмешек и возмущений, как эта. Что значит «всякая власть от Бога»? А как же Гитлер, Сталин и подобные им тираны? Они тоже «от Бога установлены»?

Между тем, у этой цитаты есть продолжение: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».

В контексте приведённых слов понятно, что речь идёт не об освящении любого представителя власти как «от Бога установленного», а об освящении принципа власти в соответствии с её подлинным назначением: «Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Таким образом, глобальное предназначение любой власти – следить за совершением добра и наказывать совершающих зло. Если же представитель власти, кто бы он ни был – президент страны или генеральный прокурор или епископ, вместо этого преследует совершенно иные цели, то никак нельзя сказать, что такой властитель «от Бога установлен».

Отрицание этой простой истины есть профанация всей Библии. Ведь достаточно открыть даже Ветхий Завет, чтобы увидеть там образы пророков, обличающих «власть имущих» царей и священников за то, что они нарушают волю Божию. Смиренные цари, как повествую Библия, при этом раскаиваются, а гордые – гонят и убивают пророков. Кульминацией подобной картины является обличение церковной (тех времён) иерархии самим Иисусом Христом, в результате чего Он и оказывается распят.

Чтобы понять правоту озвученной мною сейчас позиции, достаточно прочитать некоторые стихи из Евангелия: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. … дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником…»

Я думаю, что приведённые выше слова не нуждаются в особенных комментариях. Как говорил Иисус, «имеющий уши слышать да слышит!» Но я позволила себе выделить две цитаты.

Во-первых, «итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Иисус, как и пророки, не восстаёт против сути религиозного учения, которое, как верят верующие, есть Закон Божий, а нерелигиозные люди называют его нравственными принципами. Каким бы ни был служитель Божий (пастор или священник), он, как правило, всё-таки учит принципам добра и зла, даже если сам не следует им. Если он сам им не следует, то превращается в лицемера, в «гроб окрашенный», но, тем не менее, Иисус говорит: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делают», однако: «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают».

Таким образом, никакая должность – ни властителя светского, ни церковного иерарха – не является гарантией праведной жизни, и, следовательно, прежде чем подчиняться обладающему властью, следует задуматься, является ли это добром или злом, и прислушаться к собственной совести.

К сожалению, мне не раз приходилось наблюдать, как верующие люди вместо того, чтобы прислушаться к совести, предпочитают слепое подчинение своим иерархам, которые манипулируют либо библейскими цитатами (как протестанты), либо цитатами святых отцов (как православные), либо цитатами всякого рода папских энциклик и иных церковных документов (как католики).

Во-вторых, евангельские принципы заключаются отнюдь не в том, чтобы призывать народ, «чернь», к повиновению властям. Но они заключаются в том, чтобы дать простые моральные принципы для всех людей. С тех же, кто обладает властью, спрос не меньший, а больший, ибо «кому много дано, с того больше и взыщется». Иисус оставляет универсальное правило, которым, к сожалению, часто пренебрегают не только светские власти, но и церковные: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Разумеется, что верующие прекрасно знают эти слова, но достаточно часто, как было сказано выше, «они говорят и не делают».

При этом, конечно, церковные власти прилагают массу усилий, чтобы призвать к смирению свою паству, но только ни в коем случае не смиряться самим, как будто слова Иисуса не имеют к ним никакого отношения. Из этого внешние по отношению к церкви люди делают заключение, что цель религии – не соблюдение принципов добра и зла, а подчинение масс народа властям и иерархии. К сожалению, в этом есть немалая доля истины, но только ни Иисус, ни пророки Божии в этом не виноваты. Это дело иерархии, о которой, повторю снова, Иисус говорил: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте…»

Дорогие друзья! Ни я, ни Саша Грайцер, не преследуем цели отвергать церковные системы как нечто вредное и ненужное! Мы лишь хотим вам напомнить, что главным даром Бога человеку является бесценный дар свободы. Но свобода всегда подразумевает ответственность: ТЫ САМ, а не твой пастор или священник или даже папа римский, несёшь ответственность за свои поступки. Поэтому будь так любезен: прежде, чем соглашаться с чужим «авторитетным» мнением, подумай САМ, своею собственной головой, и прежде чем что-либо делать, прислушайся к голосу своей собственной совести, чтобы понять, следуешь ли ты добру или злу, и чтобы не превратиться в гонителя Божиих пророков, как это случилось с библейскими персонажами.

Дополнение из Живого Журнала.

К этим рассуждениям мне бы хотелось напомнить один эпизод из книги Деяний апостолов: однажды, когда апостола Павла схватили и хотели побить, он воскликнул следующую фразу: «Разве вам позволено бичевать римского гражданина, да ещё и без суда?» После этого он потребовал суда римской власти.

В переводе на наш современный язык это означает, что Павел потребовал соблюдения его прав как римского гражданина. Несмотря на то, что он был иудеем, он аппелировал не к религиозным авторитетам, а к авторитету гражданского закона — к римскому праву. И это римское право зищитило его.

В свете этого неудивительны слова, которые он пишет христианам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога». Павел не имеет ввиду тиранов, которые распинали христиан на крестах. Тираны эти позднее будут изображены в Апокалипсисе Иоанна — тот образ, который сейчас носит название антихриста.

Павел же говорит не о тирании (тоталитарной власти того времени), а о правовых основах государства. Начальник (правитель) есть Божий слуга, поставленный для того, чтобы блюсти справедливость и закон — основы правового государства.

Главу из книги Александра Грайцера «Тебе принадлежит свобода», к которой писалась эта заметка, см. в архиве по ссылке.

Реклама